Лечение кисты яичников

«Возраст для женщины – не самое главное:
можно быть восхитительной в 20 лет,
очаровательной в 40 и оставаться
неотразимой до конца дней своих»
Коко Шанель

Киста яичника — это опухолевидное образование, в большинстве случаев доброкачественное, заполненное жидкостным содержимым, расположенная на поверхности или в толще ткани яичника. Размеры кист могут быть разными от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров.

кистозное образование на яичникеКиста желтого тела и фолликулярная киста
В женском организме в норме тоже образуются кисты, но не большие, до 2-2,8 см в диаметре, это бывает в каждом менструальном цикле. Перед овуляцией образуется небольшая киста - доминантный фолликул (Граафов пузырек), который заполнен жидкостью, где находится зрелая яйцеклетка. Во время овуляции доминантный фолликул разрывется и яйцеклетка выбрасывается в брюшную полость, далее она затягивается маточной трубой, где в последствии может произойти оплодотворение сперматозоидом. На том месте, где лопнул доминантный фолликул, образуется "желтое тело", которое способно секретировать гормоны для поддержания и дальнейшего развития беременности. В редких случаях на месте желтого тела развивается киста.

Иногда происходит так, что доминантный фолликул не разрывается, а продолжает расти, таким образом происходит развитие фолликулярной кисты (ретенционной или функциональной). Могут достигать 5 см  и более в диаметре. Обычно образуется такая киста на одном из яичников и могут самоликвидироваться в течение нескольких недель или месяцев. При размерах кисты более 5-6 см требуется назначение терапии. Можно сделать вывод о том, что и при физиологической работе яичников могут образовываться кисты.

киста яичника с кровьюЭндометриоидная киста

Это киста полость которой заполнена кровью и возникает она на фоне эндометриоза (см. эндометриоз). Внутри полости такой кисты находится "застарелая" кровь темно-коричневого цвета - в результате ежемесячных менструалоподобных кровоизлияний в полость кисты.  Симптомы такой кисты сходны с симптомами самого эндометриоза.

Лечение эндометриоидной кисты:

Консервативное

Оперативное

- обезболивающая терапия;

- гомональная терапия;

- противовоспалительная терапия;

- иммуномодуляторы;

- витамины;

- органосохраняющее удаление очагов эндометриоза, осуществляемое лапароскопически или лапаротомно (полостная операция).

В целом тактика лечения выбирается в соответствии с возрастом пациентки, наличия бесплодия, сопутствующих заболеваний. Также лечение зависит и от симптоматики, стадии и длительности заболевания.

дермоидное кистозное образование

Дермоидная киста

Это доброкачественная опухоль яичника, встречается у 15-20% женщин с опухолями яичников. Обычно имеет круглую или овальную форму, гладкие стенки, в размерах может достигать до 15 см. Изнутри полость заполнена слизистым содержимым с фрагментами зародышевых зачатков волос, сальных и потовых желез, зубов, жировой, нервной, костной тканей и др.

Дермоидная киста может возникнуть в любом возрасте (детском, подростковом, репродуктивном, климактерическом). Причины возникновения до конца неизвестны, но считают, что провоцирующими факторами возникновения являются гормональный дисбаланс в подростковом и климактерическом возрасте, травмы живота.

Рост таких кист медленный, обычно возникают на каком-либо одном яичнике. В редких случаях (1-3%) случается злокачественное перерождение таких кист в плоскоклеточный рак.

Симптомы: в начальных стадиях такая киста не проявляет себя и диагностируется случайно при гинекологическом осмотре или УЗИ. Симптоматика развивается при достижении кисты больших размеров (10-15 см):

• тянущие боли внизу живота;

• увеличение в размерах живота;

• частое мочеиспускание, нарушение функции кишечника (при росте кисты и сдавливании ею мочевого пузыря и кишечника);

• не вызывает нарушения менструального цикла или других гормональных нарушений;

• при воспалении или нагноении кисты: повышение температуры тела, слабость, интенсивные боли в животе;

• при перекруте кисты: резкие нестерпимые боли внизу живота с распространением в прямую кишку и ногу, повышение температуры тела.

Лечение: только оперативное. Объем операции определяется возрастом пациентки, размера и доброкачественности кисты.

простое серозное образование на яичникеСерозная киста яичника

Это образование с плотными стенками, заполненное серозной жидкостью. Такая киста обязана своим возникновением гормональному дисбалансу, различным гинекологическим манипуляциям (аборты, роды и др.),  недолеченнностью других гинекологических заболеваний, неправильному образу жизни (тяжелая работа, недосыпание, неправильное питание, вредные привычки и т. д.), частой смене половых партнеров, эмоциональным стрессам.

Если киста диагностирована в организме женщины, но она не имеет каких-либо внешних проявлений (симптомов), то возможно просто наблюдать за состоянием женщины, в некоторых случаях такая киста может самостоятельно регрессировать.

Признаки серозной кисты:

• нарушения менструального цикла;

• повышение температуры тела;

• маточные кровотечения;

• слабость, вялость, снижение работоспособности;

• тянущие боли в нижней части живота, пояснично-крестцовой области, паха;

• тошнота, рвота.

Осложнения:

• перекрут ножки кисты;

• разрыв кисты;

• переход кисты в злокачественную опухоль.

Лечение:

Консервативное

Оперативное

- противовоспалительная терапия;

- витаминотерапия;

- гормональные препараты;

- физиотерапия;

- иглоукалывание;

- грязелечение.

Применяется при больших размерах кисты, при неэффективности медикаментозного лечения, при дальнейшем росте кисты, если есть угроза нагноения, воспаления или разрыва.

Наиболее применимым современным способом оперативного лечения является лапароскопия.

доброкачественная опухоль яичникаПараовариальные кисты

От слова "пара" - около, т.е. располагаются около яичника. Развиваются из тканей связочного аппарата яичника. Если такая киста располагается ближе к маточной трубе, она будет называться паратубарной.

Параовариальные кисты могут достигать нескольких десятков сантиметров в диаметре, что будет проявляться нарушениями в работе маточной трубы (непроходимость, вследствие её сдавления растущей кистой).

Параовариальные кисты никогда в рак не переходят! Так как являются опухолевидным или опухолеподобным образованием, такие образования растут за счет наполнения кисты и растяжения её стенок (при истинных кистах наоборот - их стенки растут за счёт делящихся клеток).

Также параовариальные кисты сами не рассасываются. Скорость роста и максимальный размер такой кисты непредсказуемы (до 30 см в диаметре)!

Симптомы параовариальной кисты:

• периодические тянущие боли внизу живота и пояснично-крестцовой области, усиливающиеся после физической нагрузки;

• боли исчезают самостоятельно, спонтанно и не имеют прямой связи ни с овуляцией ни с месячными;

• часто встречается и бессимптомное течение.

Осложнения: перекрут кисты - может возникнуть при резком изменении положения тела, половом акте, подвижных играх и т.д. Перекрут параовариальной кисты является показанием к срочному оперативному вмешательству.

Лечение: небольшие параовариальные кисты, не причиняющие неудобств для женщины не требуют лечения, но и сами не рассосутся, поэтому проводится наблюдение за такой кистой 1 раз в 5-6 месяцев! Кисты средних и больших размеров ликвидируются только оперативным путем, рецидивов обычно не возникает.

Киста яичника - серьезная патология, которую просто необходимо лечить. Появление симптомов говорит о больших размерах новообразования, поэтому сразу же необходимо обратиться к гинекологу.

Панферова Галина Васильевна

Врач Панферова Галина Васильевна

Специальность: Главный врач, ведущий специалист, акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, специалист по патологии шейки матки.Сертифицированный специалист Plasmolifting TM, специалист по антивозрастной (Anti-Ageing) медицине

Опыт работы: 32 года